Какую функцию играет процесс забывания. Функции и процессы памяти. Функции и виды памяти

Слово «память» появилось в Древней Греции, произошло от имени богини Мнемозины («мнемо» - память).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Основными функциями памяти в жизни человека являются (они же определяют и значение памяти):

1) обеспечение единства и целостности личности;

2) важнейшее условие научения: приобретения знаний, формирования ЗУНов.

Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называютсяпредставлениями . Представления памяти делятся наединичные и общие.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи . Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то – значит, связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения, ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные.

К простым относят три вида ассоциаций :

· Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанных во времени или пространстве.

· Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании об одном из них вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозге двумя объектами.

· Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость, и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов существуют сложные ассоциации – смысловые. В них связываются два явления, которые и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

2. Виды памяти

1. В зависимости от степени целенаправленности деятельности:



Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов).

Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания (насколько долго и прочно человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. От приемов заучивания . Приемы заучивания:

А) механическое дословное многократное повторение – работает механическая память , тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

Б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

В) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

Г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

▼ Число π= 3,14159: «Это я знаю и помню прекрасно». До 10-го знака с «ятями»: «Кто и шутя и скоро пожелаетъ Пи узнать число, ужъ знаетъ».

▼ Цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жан-звонарь головой свалил фонарь».

2. По длительности сохранения материала: кратковременную, долговременную, оперативную, промежуточную память.

Любая информация вначале попадает вкратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации.

Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 ± 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Объем памяти диагностируется и имеет возрастные нормы.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

· По Немову: генетическая память – сохранение в генотипе человека информации и передача ее по наследству (на это вид памяти не оказывает влияние обучение и воспитание).

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

3. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение

(З-СиВ) движений и их систем.

Эмоциональная – З-СиВ эмоциональных переживаний.

Образная – З-СиВ зрительных или других образов (или представлений).

Словестно-логическая (или речевая, или слуховая) – З-СиВ системы мыс лей, воплощенной в различной языковой форме (родной или иностранный языки, математический язык, музыкальный язык). Доминирующий тип памяти у взрослого человека.

▼ Особый вид – эйдетическая память – однократное восприятие информации или др., сопровождающееся ее краткой умственной обработкой. Человек продолжает как бы «видеть» информацию и может ее воспроизвести во всех подробностях.

Процессы памяти

При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.

Основные функции памяти:

Запоминание. Человек способен запомнить новую информацию, которая основывается на уже закрепленном материале. При физическом воспроизведении материала начинается познавательный процесс с участием сенсорной памяти. После того, как информация обработана она переходит в кратковременную память. Эта функция задействует и оперативную память, где происходит анализ и узнавание характеристик.

Сохранение. Длительность хранения материала зависит от степени его использования, то есть чем чаще применяет человек заученный материал, тем дольше он будет сохранен в памяти. Эту функцию еще называют архивацией, поскольку происходит процесс удержания и переработки информации. Здесь уместно упомянуть семантическую память, которая хранит понятия, собранные на протяжении жизни. Есть также эпизодическая память, которая указывает, как известные понятия связаны в определенный момент с конкретным человеком. Эти два вида памяти работают в тандеме.

Воспроизведение. Эта функция памяти человека основана на использовании долговечной памяти, благодаря чему мозг способен повторить ранее закрепленный материал. Воспроизводит человек информацию в таком же виде, как он ее запомнил, для чего ему стоит вспомнить важные детали. В этом также участвует и эпизодическая память, которая добавляет к воспроизведению связанные с функции памяти в психологииним события, так называемые «опорные точки». Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

Забывание. Скорость забывания зависит от времени. Есть разные причины забывания, например, низкий уровень организации материала и его характер, также возраст и частота применения информации. Еще одна причина забывания называется «интерференций» и связана она с негативным влиянием информации. Например, если человек учит доклад, но при этом он узнал неприятные новости, то достичь результата в запоминании ему не удастся. Стоит сказать о мотивированном забывании, когда человек намеренно переносит информацию в подсознание.

реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

9. Приёмы развития памяти и методы ее исследования.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Память человека – это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря ей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Наконец, долговременная память обеспечивает длительное сохранение запомненного.

Память нужна для психической регуляции. Запоминание бывает как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное запоминание появляется благодаря мнемическим целям, то есть сознательным целям запомнить нечто. Непроизвольное запоминание идет путем непосредственного запечатления материала, без целей запоминания. Использование специальных средств делает память опосредованной.

Для изучения некоторых особенностей запоминания предлагаются методики исследования объема кратковременной памяти, продуктивности опосредованного запоминания и установления преобладающего типа памяти.

Приёмы развития: Способы и приемы, позволяющие достигнуть результатов, намного превышающих возможности памяти человека, одаренного природой, объединены искусством укрепления памяти, или другими словами – мнемотехникой. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя.

Мышление. Виды мышления.

Мышление - познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии или действием. Все мыслительные операции (анализ, синтез пр.) возникли сначала как практические операции, затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности как практическая операция и лишь затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.

Характеризуя мышление, важно указать на связь мышления с речью. Мы мыслим словами. Высшей формой мышления является словесно-логическое мышление, посредством которого человек становится способен отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Человеческое мышление невозможно без языка. Взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если сформулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у испытуемого фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось.

Виды мышления:

Генетическая психология выделяеттри вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

(Абстрактное) Словесно-логического мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.


Похожая информация.


Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

Определение: Память – способность субъекта сохранять в течение какого-то времени содержания, являющиеся результатом процессов запоминания, о которых мы можем судить по результатам процессов актуализации этих содержаний.

Последовательность процессов, согласно определению:

Существуют три основных процесса памяти:


  1. Запоминание
Запоминание может быть произвольным (наличие осознанной цели запомнить) и непроизвольным (осознанная цель отсутствует, но запоминание материала, тем не менее, происходит). При произвольном запоминании цели и средства могут быть различными (например, запомнить наизусть или только основное содержание; использование мнемотехники и т.д)

А.А. Смирнов выделяет 5 видов мнемической направленности :

1) Полнота запоминания (сплошное или выборочное)

2) Последовательность запоминания (соблюдение/несоблюдение порядка запоминания)

3) Точность запоминания (максимально подробное или в общих чертах)

4) Прочность запоминания (навсегда или на время)

5) Своевременность запоминания (направленность на то, чтобы воспроизвести материал в определенное время)


  1. Сохранение

  2. Извлечение
Процессы актуализации сохраняемых содержаний подразделяются на воспроизведение (сохраняемые содержания могут актуализироваться в виде действий, образов, эмоциональных переживаний, словесных сообщений); узнавание (человек воспринимает определенные содержания опыта как уже ранее воспринимавшиеся); и опознание (человек воспринимает определенные содержания актуального опыта как уже известные, например «это стол, стул и т.д»). Все эти три процесса могут быть произвольными и непроизвольными.

Виды памяти

По критерию различных содержаний памяти выделяют:


  • Процедурную и декларативную память/знания (Сквайер ).
Процедурные знания: привычки (индивидуально своеобразные для каждого человека действия, которые воспроизводятся при определенных условиях), умения (способы действий, которые в сочетании с определенными знаниями позволяют человеку решать те или иные задачи) и навыки (хорошо освоенные умения).

Декларативная память : все те знания, о которых человек может объявить. Существует в двух основных формах: образной и словесной . Примеры образной формы: образы-представления (образы, возникающие в отсутствие действия стимулов на органы чувств; менее яркие и более обобщенные, чем образы-ощущения или образы-восприятия); образы-воспоминания (образы конкретных, ранее воспринятых человеком эпизодов из его жизни, которые соотносятся хотя бы приблизительно с определенным временем в прошлом; какие-то значимые эпизоды из жизни, эмоционально окрашенные).


  • Семантическую (хранение в словесной форме) и эпизодическую (образы-воспоминания) (Тулвинг )

  • Моторную, аффективную, образную, словесно-логическую (Блонский )

  • Автобиографическая память (психологи с недавних пор стали выделять; АП содержит эпизоды, наиболее значимые для человека, определившие его жизненный путь).
По критерию времени хранения память разделяют на:

  • Ультракратковременную

  • Кратковременную

  • Долговременную
По критерию доступности содержаний и последующей их актуализации память разделяют на:

  • Эксплицитную (содержания, которые могут быть извлечены с помощью процессов воспроизведения , узнавания, опознания)

  • Имплицитную (содержания, которые не могут быть извлечены посредством вышеперечисленных процессов; об этих содержаниях мы можем судить либо по проявлениям в поведении, либо через анализ бессознательного)
Функции памяти:

  1. Способность ориентироваться во времени. Без памяти, по словам Рубинштейна, мы были бы «людьми мгновения».

  2. Условие приобретения навыков, умений, знаний.

  3. Формирование идентичности и Я-концепции.
Функции памяти также иллюстрируют ее нарушения. Наиболее известные нарушения памяти - амнезии (человек не может вспомнить какие-либо эпизоды из своей жизни, утрачивает определенные навыки).

Классификация амнезий (Т.Рибо ):


  1. Общие (человек не помнит ничего из определенного прожитого им периода) и частные (из памяти выпадают отдельные жизненные эпизоды).

  2. Общие амнезии могут быть полными и неполными (из памяти выпадает все, что связано с определенными периодом).

  3. Общие амнезии могут быть временными (возникают внезапно и также внезапно проходят) и постоянными (не проходят).

  4. Общие амнезии бывают ретроградные (человек не может вспомнить период жизни, которые он прожил до наступления амнезии) и антероградные (не помнит то, что было после наступления амнезии); антероретроградные (выпадают события прошлого и настоящего)

  5. Перемежающиеся амнезии (наличие у человека двух, периодически сменяющих друг друга личностей)

  6. Прогрессирующие амнезии (постепенное ухудшение памяти со временем)

  7. Корсаковский синдром (нарушение памяти на недавние события; часто наблюдается при хроническом алкоголизме)
Основные подходы к изучению памяти

  1. Ассоционизм
В ассоционистском подходе понятием для объяснения психики и поведения является ассоциация. Ассоциация – связь между психическими явлениями, возникающая при определенных условиях. Существует 4 вида ассоциаций: ассоциации по смежности в пространстве; по смежности во времени; по сходству; по контрасту .

Факты о реальном существовании ассоциаций (Из «Словаря ассоциативных норм русского языка» А.А. Леонтьева, известного психолингивиста):


  1. Ассоциации по смежности в пространстве: стол-стул

  2. По смежности во времени: суббота-воскресенье

  3. По контрасту: жизнь-смерть

  4. По сходству: голова-шар, качан
Первые фундаментальные исследования памяти были проведены представителем ассоцианистского подхода Г.Эббингаузом . Он рассматривал сохраняемый прошлый опыт в памяти как совокупность содержаний, связанных друг с другом ассоциативными связями, которые образуются в процессе запоминания и благодаря которым происходит актуализация этих содержаний. В его экспериментах использовался специальный материал, с которым работали испытуемые – бессмысленные слоги (2300 слогов). Это было сделано с целью исключения других, помимо ассоциативных, связей (смысловых, эмоциональных), т.е. осуществлялась попытка исследовать память «в чистом виде». Также были разработаны специальные методы :

  • Метод заучивания (основной): испытуемым предъявляется ряд бессмысленных слогов и затем их просят воспроизвести те слоги, которые они запомнили. Ряд слогов предъявляется до тех пор, пока испытуемый не воспроизведет его полностью. Посредством данного метода можно оценить динамику заучивания.

  • Метод антиципации: испытуемым предъявляется ряд слогов один или несколько раз подряд, затем их просят воспроизвести этот ряд один или несколько раз. Испытуемому предлагается сохранять порядок предъявления слогов. Если он ошибается, то его исправляют. Процедура продолжается до одного или двух правильных воспроизведений.

  • Метод сбережения: включает два этапа. 1. Испытуемый должен заучить материал (обычно методом заучивания) до определенного критерия, например, до первого правильного воспроизведения. 2. Спустя какое-то время испытуемый повторно заучивает тот же самый материал тем же методом до того же критерия. По результатам этого метода можно вычислить коэффициент относительного сбережения (К = Количество предъявлений (в первый раз) – Количество предъявлений (второй раз) / Количество предъявлений (первый раз) – Критерий × 100%)

  • Метод узнавания: испытуемому один или несколько раз предъявляют ряд бессмысленных слогов, а затем предъявляют их вперемежку с другими слогами. Затем можно вычислить коэффициент узнавания.
Закономерности, выявленные Эббингаузом:

  1. Объем кратковременной памяти: 6-7 элементов (бессмысленных слогов, которые человек может запомнить).

  2. Хорошо структурированный и осмысленный материал запоминается лучше. Эксперимент Эббингауза на самом себе: заучивание бессмысленных слогов за 55 повторений; отрывок стихотворения Шиллера (тот же объем слогов) за 6-7 повторений.

  3. «Эффект края» (элементы ряда, стоящие в начале и в конце запоминаются лучше).
Испытуемые заучивали трехзначные числа методом антиципации.

Ось х – порядок элементов в ряду (от 1 до 10), ось y - % правильных воспроизведений.


  1. Влияние заучивания материала во времени на его запоминание (факт описан Йостом ). В эксперименте варьировались условия: количество дней и количество повторений: 3 дня по 8 повторений; 6 дней по 4 повторения; 12 дней по 2 повторения. Наибольшее количество правильных воспроизведений – при 3-м условии.

  2. Закономерность забывания заученного материала. Кривая забывания.

Кривая была построена при помощи метода сбережения. Испытуемые заучивали ряды бессмыленных слогов методом заучивания. Затем процедура повторялась спустя какое-то время. Вычислялся коэффициент сбережения. Результаты показывают, что уже в течение первого часа материал забывался на 50 %. Далее материал забывался медленнее. К концу месяца – уже на 80 %. Эта кривая забывания только бессмысленного материала. Результат сбережения и забывания зависит от организации процесса заучивания.

Подобное исседование проводил Пьерон . Он предположил, что на заучивание влияет интерферирующее воздействие последующего ряда. В своем эксперименте Пьерон использовал только один ряд бессмысленных слогов и получил другой результат.

Материал сохранялся полностью в течение недели . Через 120 дней материал забывался на 80 %.


  1. Феномен реминисценции – процесс обратный процессу забывания. С течением времени происходит улучшение эффективности воспроизведения ранее заученного материала. Эксперимент Бэлларда . Испытуемые заучивали различный материал (стихи, бессмысленные слоги) за время, недостаточное для полного заучивания. По окончании заучивания они должны были воспроизвести заученный материал: сразу и через разные промежутки времени (от 1 до 7 дней).

Эксперименты Эббингауза односторонние, исследующие механическое заучивание наизусть. Процессы запоминания не сводятся к механическому заучиванию. Отсюда- необходимость исследований в других направлениях.


  1. Исседование памяти в повседневной жизни . Исследование Бартлетта .
Бартлетт полемизировал с Эббингаузом. В повседневной жизни человек редко прибегает к механическому заучиванию наизусть. Бартлетт проводит эксперимент с процелурой последовательного запоминания, которая по своей сути напоминает испорченный телефон. Участники (4-6 человек), все кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся зачитывается рассказ, который нужно попытаться запомнить. Затем заходит второй, первый пересказывает ему рассказ. Затем заходит третий и т.д. Основные результаты:

  1. Большая часть воспринимаемой информации не запоминается. Рассказы каждого последующего испытуемого становятся все короче. Последний рассказ состоит всего из нескольких предложений.

  2. На основе воспринятого рассказа у испытуемых формируется схематичное представление о нем , без лишних подробностей.

  3. В рассказах испытуемых могут появляться новые элементы , которых не было в оригинале. Процесс запоминания рассказов включает их субъективную интерпретацию.

  1. Деятельностный подход.
Изучение непроизвольного запоминания. Непроизвольное запоминание – наиболее часто встречающееся запоминание, которое сопровождает нас в повседневной жизни. Исследование П.И.Зинченко . Гипотеза: человек непроизвольно запоминает тот материал, который связан с направленностью его деятельности (т.е. связан с мотивацией). Методика: испытуемым предлагался набор из 15 карточек. На них нарисованы предметы в центре, а в правом углу – цифры. Карточки подбирались так, чтобы их можно было классифицировать по содержанию. Участвовали 2 группы, в каждой группе – испытуемые разных возрастов (младшие школьники, средние школьники и взрослые). Группам давались разные инструкции: первой - классифицировать карточки по содержанию; второй – разложить карточки в порядке возрастания номеров. Задачи на запоминание в инструкциях не было. После завершения задания испытуемых просили воспроизвести изображенные предметы и числа. Результат подтвердил гипотезу: запоминается лучше то, с чем человек работает.

Та же гипотеза проверялась А.А.Смироновым . Исследование проводилось в полевых условиях. Смирнов встречал сотрудников и спрашивал, что они запомнили по дороге на работу (после 1,5-2 часов). Чаще запоминалось то, что либо препятствовало, либо способствовало их приходу на работу. Результаты подтвердили гипотезу.

Исследование интенсивности мнемической направленности. Интенсивность мнемической направленности зависит от побудительной силы мотива той деятельности, в которую она включена. Исследование ученицы А.Н.Леонтьева З.М.Истоминой . Эксперимент с детьми от 3 до 7 лет. Им предлагалось в 3-х разных условиях запомнить материал, превышающий объем кратковременной памяти – 10 слов. Условия: а) детям предъявляется ряд слов, который им нужно запомнить; б) игровые условия, игра в магазин - ребенка просили купить те же 10 предметов; в) игра в магазин включалась в подготовку к выставке детского творчества. Результаты: наименее мотивированны дети были в первом случае, наиболее – в третьем. Второе условие- промежуточные результаты.


  1. Психоаналитический подход.
Теория забывания З.Фрейда также является мотивационной теорией, где главной причиной забывания является мотив неохоты.

  1. Гештальт-психология.
Теория К.Левина . Мотивационное объяснение работы памяти. Влияние квазипотребностей на ситуативное запоминание. Феномен забывания намерений.

  1. Культурно-исторический подход.
В основе – положения Л.С.Выготского . Память как ВПФ. Развитие памяти подчиняется общим законам развития ВПФ. Исследование А.Н.Леонтьева - методика двойной стимуляции . Две серии исследований. Испытуемые: дети от 4 до 16 лет и взрослые от 22 до 28 лет. Первая серия : ряд из 15 слов, который нужно было воспроизвести через 1-2 минуты. Вторая серия: перед испытуемыми раскладывались карточки с картинками . Испытуемые должны были выбирать карточку, которая бы помогла им запомнить слово, и откладывать ее. Далее вновь зачитывался тот же ряд. Экспериментатор брал карточку и просил назвать слово. Результат: «параллелограмм развития». На дошкольников почти не повлияла ситуация с карточками. У младших школьников наблюдается наибольшее различие в результатах серий с карточками и без. Взрослые и с карточками и без используют внутренние средства опосредования. Вывод: развитие высших форм памяти подчиняется общему закону развития ВПФ: от внешне опосредованного запоминания к запоминанию внутренне опосредованному .

Кол-во правильно воспроизведенных слов (мах-15)

С карточками

Без карточками

Младшие


Средние

Взрослые


    Когнитивный подход.
Main stream исследований памяти. В когнитивном подходе познавательные процессы рассматриваются как процесс обработки информации и обычно описываются в виде моделей.

Модель памяти Н.Во и Д.Нормана.

В основе модели положена классификация видов памяти У.Джеймса, который разделял первичную (на недавние события) и вторичную (на более отдаленные события в прошлом) память.


Вторичная память

Первичная память (повторение)

Входящая информация

Факты о существовании первичной и вторичной памяти :


  1. Синдром Милнер . У больных с повреждением гиппокампа наблюдается сохранность памяти на все прошлые события, предшествующие повреждению и не сохраняется память на недавние события. При помощи повторение они могут что-то удерживать в памяти, но без него забывают.

  2. Эффекты первичности и недавности . Эксперименты Б.Мердок на свободное припоминание. Испытуемым предъявлялся список из 30 слов с интервалом в 1 с. Затем их просили воспроизвести материал в любом порядке. Первые и последние слова запоминаются лучше, чем слова в середине ряда . Эффект первичности объясняется возможностью большего количества повторений. Эффект недавности связан с тем, что последние слова остаются в первичной памяти и легче воспроизводятся. Модификации опыта : если время интервала увеличивался до 2 с., то эффект первичности был более выраженным; если после предъявления слов давали интерферирующую задачу (обратный счет в уме), то эффекта недавности не наблюдалось.
Модель памяти Аткинсона и Шиффрина.

Генератор ответа.

Долговременное хранилище.

1. сенсорный регистр

2. кратковременное хранилище

Процессы управления

Формированеи ответа

В памяти наличие трех структурных областей. В сенсорном регистре информация сохраняется очень короткое время, затем поступает в КВХ, и затем в ДВХ. В генераторе ответа происходит формирование действия. В модели присутствуют процессы управления, которые представляют различные способы обработки информации. Эти процессы используются человеком по его усмотрению в зависимости от опыта, задачи, материала.

Сенсорный регистр. Это иконическая память . Ему посвящены исследования Сперлинга , который тахистоскопически предъявлял испытуемым буквы. В независимости от количества, испытуемые могли воспроизвести 4-5 букв. Это была процедура «полного отчета». Далее Сперлинг разработал методику «частичного отчета». Испытуемого просят воспроизводить не все буквы, а только часть, которая указывается с помощью пост-стимульной инструкции (использовалась высота звукового тона, позже - зрительная метка). В данном случае испытуемые воспроизводили 10-12 букв. Т.е. испытуемые запоминают больше, чем могут воспроизвести. Воспринимаемая информация какое-то время хранится в памяти целиком, в виде отпечатка - иконы . Время хранения в иконической памяти – не более 500 мск. Для слуха - эхоическая память. Время хранения в ней дольше, чем в иконической – до 4 с.

Кратковременная память. Объем – 7 единиц. Время хранения – от 15 до 30 с (если информация не повторяется). Это подтверждает эксперимент супругов Петерсонов . Предъявлялось либо три слова, либо три буквы. Сразу после этого давалась инструкция вести обратный счет. Далее испытуемых прерывали и просили воспроизводить материал (например, каждые 3 с). Через 18 с только 10 % испытуемых могли воспроизвести материал полностью. С данным фактом связываются две теории: теория угасания следов и теория интерференции (пока главенствующая). Также вставал вопрос о том, как происходит поиск информации в КП (гипотезы о параллельном и последовательном сканировании) . Этим занимался Стернберг . Результаты его исследования свидетельствовали в пользу гипотезу о последовательном сканировании. В современной когнитивной психологии точки зрения на КП начинают пересматриваться, ее включают в блок рабочей памяти – в ней сохраняется информация, необходимая для текущей деятельности.

Долговременная память. Объем и время хранения определить невозможно. Забывание в ДП происходит под влиянием интерференции , что подтверждается экспериментом Дженкинса и Даленбаха . Испытуемые заучивали бессмысленные слоги, и воспроизводили их через разные периоды времени (1,2,4, 8 часов). Гипотеза: во сне интерферирующих влияний меньше, поэтому после сна воспроизведение должно быть лучше. Результаты подтвердили это предположение. Также по поводу ДП существует теория недоступности следов . По Фрейду некоторые элементы памяти не забываются, а вытесняются в бессознательное и к ним нет доступа . По Тулвингу запоминание происходит в контексте, который является ключом доступа к воспоминанию. В эксперименте Бэддели участвовали аквалангисты, которым предъявлялся ряд из 40 слов на берегу и глубине. Затем их просили воспроизвести эти слова также на берегу или глубине. Если обстоятельства запоминания и воспроизведения совпадали, то материал запоминался намного лучше. Содержания в ДП организованы определенными связями , о чем свидетельствует эксперимент, выявляющий феномен «верчения на языке» Брауна и МакНейл .

Модель уровней обработки информации Ф.Крейка и Р.Локхарта.

Является оппозицией структурным моделям. Почему одни содержания хранятся долго, а другие коротко? Время хранения зависит от степени глубины обработки. Чем глубже степень обработки информации, тем более вероятно, что она запомнится надолго. Память едина и неделима. Данные утверждения подтверждают эксперименты Т.Роджерса. Испытуемым предъявлялись слова и вопросы, которые предполагали разную степень обработки информации: структурную (каким шрифтом написано слово), фонетическую (рифмуется ли слово с другим словом), смысловую (означат ли слово то же самое, что и другое слово), соотношение с представлением о самом себе (характеризует ли это слово Вас). После этого им давали простые задачи (устранение свежих следов). Результаты на графике.


olderfiles -> Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический
olderfiles -> Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность

Память – это процесс воспроизведения, запоминания, сохранения образов, движений, эмоций, мыслей человеком.

Память – когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании приобретённого опыта.

Память – это тот психический процесс, с помощью которого человек осуществляет планирование своего развития и обучения, управляет своим поведением и деятельностью.

Классификация видов памяти .

    По критерию длительности сохранения материала : долговременная, оперативная, кратковременная. Долговременная память - это наиболее сложная и важная система памяти человека, ее объем практически неограничен. Весь опыт человека и его знания сохраняются в долговременной памяти. Оперативная память – это запоминание и воспроизведение оперативной информации, необходимой в данный момент. Кратковременная память – это быстрое запоминание материала, воспроизведение его и непродолжительное хранение.

    По характеру приобретения информации : прижизненная, генетическая. Прижизненный вид памяти хранит индивидуальный опыт человека. Генетический вид памяти хранит видовую информацию.

    По характеру психической активности : образная (вкусовая, зрительная, обонятельная, слуховая, осязательная), двигательная, словесно-логическая, эмоциональная. Образная помогает сохранять и использовать предметы восприятия. Двигательный вид памяти – это способность к запоминанию и воспроизведению двигательных операций. Словесно-логический вид (семантическая или вербальная) – это продукт культуры, она включает основные грамматические правила языка, формы мышления, способы анализа и познания. Эмоциональный вид – это способность запоминать пережитые человеком эмоциональные состояния и чувства. если человек пережил какое-то яркое событие, то при напоминании о нем возникает тоже чувство.

    По критерию произвольности : произвольная и непроизвольная. Если человек ставит перед собой задачу что-либо запомнить и прикладывает к этому необходимые усилия, то это произвольная память. При непроизвольной памяти не ставится задача запоминания чего-либо, это происходит само собой.

    По способу запоминания : смысловая, образная, механическая, мнемотехническая.

Свойства памяти:

Емкость - пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью. Единицами измерения выступают единицы памяти, соответствующие элементам перцептивной информации (единицам восприятия), поступившим при запоминании.

Скорость запоминания - это временная характеристика памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации. Измеряется временем, затрачиваемым на закрепление информации, с учетом числа повторений. Эффективность запоминания проверяется через воспроизведение воспринятой и усвоенной информации.

Длительность хранения - это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений. На время сохранности мнемического материала обратное влияние оказывают процессы забывания.

Точность воспроизведения - это информационная характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»).

Скорость воспроизведения - это временная характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти. Измеряется временем, затрачиваемым на репродукцию требуемых сведений.

Помехоустойчивость - это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению. Помехоустойчивость тем выше, чем большее число и большую интенсивность помех (шумов) может игнорировать память.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память включает ряд процессов : запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении.

Для того чтобы успешно воспользоваться своей памятью, человек должен проделать три вещи: усвоить какую-то информацию, сохранить ее и в случае необходимости воспроизвести . Если вам не удается что-нибудь вспомнить, причиной может быть нарушение любого из этих трех процессов. Но память вовсе не так проста. Мы усваиваем и запоминаем не просто отдельные элементы информации; мы конструируем систему знаний , которая помогает нам приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений. Кроме того, память - это активный процесс ; накопленные знания непрерывно изменяются, проверяются и переформулируются нашим мыслящим мозгом; поэтому свойства памяти выявить не так легко.

Процессы памяти :

    Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти. Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала

Двигательная память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.

Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.

Образная память позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память

Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.

Произвольная память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.

Непроизвольная память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.

Механическая память не опирается на осмысление запоминаемого материала.

Смысловая память основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала.

В зависимости от продолжительности хранения материала в памяти

Ультракороткая память (иконическая – для зрительного и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.

Кратковременная память – определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.

Время функционирования кратковременной памяти – не более 30 сек. Ее объем ограничен 5 - 7 объектами. Однако при воспроизведении образов кратковременной памяти из них может извлекаться дополнительная информация.

Долговременная память обусловливается структурно-химическими изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь.

перативная память обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти . Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.

Существуют различные типологии памяти:

    по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;

    по организации запоминания - эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

    по временным характеристикам - долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

    по наличию цели - произвольная и непроизвольная ;

    по наличию средств - опосредованная и неопосредованная;

    по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Свойства памяти

    Точность

    Скорость процессов запоминания

    Скорость процессов забывания

    Закономерности памяти

Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность

Законы памяти

Закон интереса

Интересное запоминается легче.

Закон осмысления

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Закон установки

Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

Закон действия

Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Закон контекста

При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

Закон торможения

При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.

Закон оптимальной длины ряда

Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

Закон края

Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.

Закон повторения

Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

Закон незавершённости

Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

    Зрительная (визуальная) память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов.

    Моторная память отвечает за сохранение информации о моторных функциях. К примеру, первоклассный бейсболист великолепно бросает мяч в частности благодаря памяти о моторной деятельности при прошлых бросках.

    Эпизодическая память - память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (Tulving, 1972). Примерами ее могут быть воспоминания о том, как вы справили свой семнадцатый День рождения, память о дне вашей помолвки, припоминание сюжета фильма, который вы видели на прошлой неделе. Этот вид памяти характерен тем, что запоминание информации происходит без видимых усилий с нашей стороны.

    Семантическая память - память о таких фактах, как таблица умножения или значение слов. Вы, скорее всего, не сможете вспомнить, где и когда вам стало известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого вы узнали, что означает слово «акция», но тем не менее эти знания составляют часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете припомнить все те мучения, которые доставило вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая, и семантическая память содержат знания, которые легко могут быть рассказаны, декларированы. Поэтому эти две подсистемы составляют часть более обширной категории, которую называют декларативной памятью.

    Процедурная память , или запоминание того, как нужно что-то делать, имеет некоторые сходства с моторной памятью. Различие заключается в том, что описание процедуры не обязательно предполагает владения какими-то моторными навыками. К примеру, в школьные годы вас должны были обучать работе с логарифмической линейкой . Это своего рода «знание о том, как», которое часто противопоставляют описательным задачам, предполагающим «знание о том, что».

    Топографическая память - способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места.

Классификация видов памяти

С возрастом память слабеет, но эффективность ее работы неодинакова у пожилых людей, как неодинакова она и у детей. Наиболее однородными в этом отношении являются люди среднего возраста. Дети и пожилые люди испытывают много идентичных трудностей в отношении деятельности памяти. В частности, у них более короткий, по сравнению с обычным, период концентрации внимания. Они испытывают затруднения при анализе информации и не способны к спонтанной организации мыслительного процесса. Они не умеют точно оценивать для себя значение воспринимаемой информации и испытывают затруднения при формировании ассоциаций, относящихся к информации, которую необходимо запомнить.

Памяти детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениямиДипломная работа >> Психология

Познание действительности. Понятие памяти , виды и функции памяти : Впечатления, которые человек... информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны... . Исследование мнестической функции (памяти ) у детей с ОНР обнаруживает...

  • Память. Основные процессы памяти . Виды и формы памяти . Закон памяти

    Реферат >> Педагогика

    Память. Основные процессы памяти . Виды и формы памяти . Закон памяти . » Выполнила студентка: ... будущим и является важнейшей познавательной функцией , лежащей в основе развития... теории происхождения высших психических функций человека, разработанной Л.С. ...

  • Память. Виды и процессы памяти

    Реферат >> Психология

    И будущим и является важнейшей познавательной функцией , лежащей в основе развития и обучения... в том числе и процессов памяти . ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ Память можно условно подразделить по... исчезать из оперативной памяти . Этот вид памяти по длительности хранения...